Вы знаете, у Заболоцкого… Это один из моих четырёх любимых писателей, поэтов ХХ века. Заболоцкий, Есенин, Юрий Кузнецов и Рубцов – это мои любимые поэты в ХХ веке! У него есть такие строки: «Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь. На самом деле, то, что именуют мной. – Не я одни, нас много! Я – живой!» Вот я менялся как любой человек, вообще, меняется со временем.
Но стержень оставался тем же самым, который был заложен моими родителями. Моим отцом, прежде всего. Вот теми принципами, которые он вложил. И эти принципы не изменились, и я также своего сына воспитывал. Три принципа. Ты – не пуп Земли, и весь мир не вокруг тебя вращается. Прислуга отменена в 17-м году, то есть работай сам. И мужик стоит столько, сколько стоит его слово. Ну, вот это не изменилось, наверное, лет с 6-ти или 7-ми.
Всё остальное… Ну, менялись у меня увлечения. От астрономии к истории, от докапиталистических обществ… Я в советское время, когда работал, думал, что буду заниматься только докапиталистическими обществами Востока. А вышло, что я занимаюсь многими-многими другими вещами. И, уж, я точно никогда не думал, что буду заниматься закрытыми наднациональными группами мирового согласования и управления. Вот тем, что называют «закулиса». В молодости мне значительно интересней, казалось, инки, ацтеки, майя, Древний Египет, Атлантида и прочее. Всё меняется со временем.
Я не могу рассказывать, вообще, как воспитывать. Я-то воспитал одного ребёнка, которому теперь уже за 40. У меня опыт в воспитании одного мальчика, которого я вырастил мужчиной. Я не могу давать рекомендации, во-первых, по воспитанию девочек. Во-вторых, ну, мальчики же тоже бывают разные. Я могу сказать только самые общие вещи, которые должны иметь место. Вот у Пушкина замечательный эпиграф к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду».
Из мальчика нужно растить мужчину, из девочки – женщину. И действительно, правильно, как я прочёл название какой-то статьи в своё время: «Мальчик, воспитай мужчину!» Потому что мужчина вырастает из мальчика. Если мальчика не воспитывают как мужчину, получается очень плохо. В этом плане очень жаль, что профессия школьного учителя у нас стала почти исключительно женской профессией.
Когда я пришёл в школу, в 58-м году, у нас 10 учителей были мужчины, из них пятеро были фронтовики. И это создавало совершенно особый климат, такой психологический климат в школе. Потому что мы знали, что вот наш завуч – Михаил Елисеевич – воевал. И другой завуч тоже воевал. И физкультурник наш – Аркадий Иванович – воевал. Ну, и т.д. Поскольку мы были послевоенным поколением (нам было в 59-м — 60-м годах 9-10 лет), и война для нас – это было очень серьёзно… Это то, что только-только закончилось, и родители наши – фронтовики. Ну, и то, что учителя были фронтовики. Это было двойное уважение!
Как воспитывать? Воспитывать, во-первых, чтобы человек вырос… Чтобы у него была цельное мировоззрение. Я как-то сказал, что должны родители ставить детям… Это физическое здоровье, это цельное мировоззрение, это хорошее образование. Ну, и ориентация на то, что… Если это мальчик, главное мужское слово – это слово «нет». Его нужно хорошо тренировать.
Что касается обучения, то это уже зависит от… Хотя обучение от воспитания неотделимо. Ну, здесь… шлифовать интеллект, шлифовать память, интерес вообще. Но опять же, интерес у людей разных… Вот я, например, в детстве очень увлекался шахматами. В какой-то период просто, ну, очень увлекался. И был такой замечательный учебник, сейчас его переиздали. «Книга начинающего шахматиста», по-моему. Левенфиша. Ну, и отец мне написал: «Желаю сыну стать сильнейшим шахматистом мира!» Я даже разрядником не стал, но шахматы – это была часть моей жизни, очень важная.
Очень важна установка родителей на поддержку интересов детей, и уважение к этим интересам. Хотя эти интересы могут меняться. Скажем, астрономия, история. Но очень важно, чтобы дети чувствовали, что родители – это стена. Стена между ними и миром. Но стена не непреодолимая, а стена, которая защищает. И я много раз говорил, что семья должна быть сильнее улицы, государства и школы. Это не значит, что нужно на школу плевать, на государство плевать, но семья должна быть сильнее. Это вот базовая ячейка. Неслучайно ультраглобалисты ломают именно семью.
Какие профессии будут востребованы в ближайшие 10 лет? Очень трудно прогнозировать. Почему-то я думаю, что будут очень востребованы инженерные профессии. И профессии высококвалифицированных рабочих. Потому что автоматизация и роботизация быстро не заменят высококвалифицированные профессии, где нужен интеллект, где нужно принимать решения в очень меняющихся условиях.
Ну, и нужно, кроме того… В 54-м году вышел замечательный учебник «Воспитание воли школьника». Прежде всего, нужно научить ребёнка учиться и получать от этого удовольствие. Сейчас есть такая манера, она пришла с Запада, что ребёнок в школе… Ему должно быть интересно. Ну, вот всё должно быть fun, всё должно быть весело. А если не весело, значит… Всё должно быть игрово. Это полная ерунда!
Есть вещи, которые ребёнку, я по себе знаю… Чистописание, например. Ты сидишь, раз и ляпнул кляксу! Значит, надо всё переписывать. Переписывать не хочется, потому что хочется пойти, побегать, поиграть во что-нибудь. Или просто посмотреть мультфильм, почитать книжку. Но нужно сидеть и писать. И это вырабатывает волю. Это не очень интересно, это не fun, но именно это должно быть.
Кстати, одна из задач вот этого игрового воспитания на Западе – это воспитание обезволенного индивида. Индивида, который не может себя поднять и вытащить. Причём это, вот это воспитание, касается всего. Даже того, как человек сидит за столом. Вот мой покойный учитель, Владимир Васильевич Крылов, рассказывал мне, что он вместе со своей мамой…Мама была директором детдома. Они выехали во время войны на Урал. Ну, и там поселились.
При этом детдоме жил старик, дворянин, у него была одна рука. Он одноруким был. По-видимому, во время Гражданской войны потерял. И его внук, ровесник вот этих ребятишек. Какая бы погода ни была, дед и внук выходили, пилили дрова. Ну, а ели они вместе с ребятами из этого детского дома. И когда они сидели за столом, время от времени дед говорил внуку: «Как сидишь?!» То есть, должен сидеть с прямой спиной. И внук начинал жаловаться: «Ну, вот посмотри, вот они вот так сидят…» На что дед говорил: «Им можно! Тебе нельзя!»
То есть, «тебе нельзя», потому что «ты должен воспитывать свою волю, и ты должен сидеть с прямой спиной и себя контролировать». Потому что это одна из характерных черт элиты – самоконтроль. Поэтому вот посмотрите на нашу так называемую «элитку»… И по степени самоконтроля и того, как эти люди себя ведут, вот понятно, элита это или элитка…
Источник: https://zen.yandex.ru/media/govoritfursov/sekrety-obucheniia-i-vospitaniia-tri-neizmennyh-principa-jizni-andrei-fursov-62a0e29c68bd3d4b2a68e6a8
Секреты обучения и воспитания. Три неизменных принципа жизни. Андрей Фурсов{0}
Вы знаете, у Заболоцкого… Это один из моих четырёх любимых писателей, поэтов ХХ века. Заболоцкий, Есенин, Юрий Кузнецов и Рубцов – это мои любимые поэты в ХХ веке! У него есть такие строки: «Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь. На самом деле, то, что именуют мной. – Не я одни, нас много! Я – живой!» Вот я менялся как любой человек, вообще, меняется со временем.
Но стержень оставался тем же самым, который был заложен моими родителями. Моим отцом, прежде всего. Вот теми принципами, которые он вложил. И эти принципы не изменились, и я также своего сына воспитывал. Три принципа. Ты – не пуп Земли, и весь мир не вокруг тебя вращается. Прислуга отменена в 17-м году, то есть работай сам. И мужик стоит столько, сколько стоит его слово. Ну, вот это не изменилось, наверное, лет с 6-ти или 7-ми.
Всё остальное… Ну, менялись у меня увлечения. От астрономии к истории, от докапиталистических обществ… Я в советское время, когда работал, думал, что буду заниматься только докапиталистическими обществами Востока. А вышло, что я занимаюсь многими-многими другими вещами. И, уж, я точно никогда не думал, что буду заниматься закрытыми наднациональными группами мирового согласования и управления. Вот тем, что называют «закулиса». В молодости мне значительно интересней, казалось, инки, ацтеки, майя, Древний Египет, Атлантида и прочее. Всё меняется со временем.
Я не могу рассказывать, вообще, как воспитывать. Я-то воспитал одного ребёнка, которому теперь уже за 40. У меня опыт в воспитании одного мальчика, которого я вырастил мужчиной. Я не могу давать рекомендации, во-первых, по воспитанию девочек. Во-вторых, ну, мальчики же тоже бывают разные. Я могу сказать только самые общие вещи, которые должны иметь место. Вот у Пушкина замечательный эпиграф к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду».
Из мальчика нужно растить мужчину, из девочки – женщину. И действительно, правильно, как я прочёл название какой-то статьи в своё время: «Мальчик, воспитай мужчину!» Потому что мужчина вырастает из мальчика. Если мальчика не воспитывают как мужчину, получается очень плохо. В этом плане очень жаль, что профессия школьного учителя у нас стала почти исключительно женской профессией.
Когда я пришёл в школу, в 58-м году, у нас 10 учителей были мужчины, из них пятеро были фронтовики. И это создавало совершенно особый климат, такой психологический климат в школе. Потому что мы знали, что вот наш завуч – Михаил Елисеевич – воевал. И другой завуч тоже воевал. И физкультурник наш – Аркадий Иванович – воевал. Ну, и т.д. Поскольку мы были послевоенным поколением (нам было в 59-м — 60-м годах 9-10 лет), и война для нас – это было очень серьёзно… Это то, что только-только закончилось, и родители наши – фронтовики. Ну, и то, что учителя были фронтовики. Это было двойное уважение!
Как воспитывать? Воспитывать, во-первых, чтобы человек вырос… Чтобы у него была цельное мировоззрение. Я как-то сказал, что должны родители ставить детям… Это физическое здоровье, это цельное мировоззрение, это хорошее образование. Ну, и ориентация на то, что… Если это мальчик, главное мужское слово – это слово «нет». Его нужно хорошо тренировать.
Что касается обучения, то это уже зависит от… Хотя обучение от воспитания неотделимо. Ну, здесь… шлифовать интеллект, шлифовать память, интерес вообще. Но опять же, интерес у людей разных… Вот я, например, в детстве очень увлекался шахматами. В какой-то период просто, ну, очень увлекался. И был такой замечательный учебник, сейчас его переиздали. «Книга начинающего шахматиста», по-моему. Левенфиша. Ну, и отец мне написал: «Желаю сыну стать сильнейшим шахматистом мира!» Я даже разрядником не стал, но шахматы – это была часть моей жизни, очень важная.
Очень важна установка родителей на поддержку интересов детей, и уважение к этим интересам. Хотя эти интересы могут меняться. Скажем, астрономия, история. Но очень важно, чтобы дети чувствовали, что родители – это стена. Стена между ними и миром. Но стена не непреодолимая, а стена, которая защищает. И я много раз говорил, что семья должна быть сильнее улицы, государства и школы. Это не значит, что нужно на школу плевать, на государство плевать, но семья должна быть сильнее. Это вот базовая ячейка. Неслучайно ультраглобалисты ломают именно семью.
Какие профессии будут востребованы в ближайшие 10 лет? Очень трудно прогнозировать. Почему-то я думаю, что будут очень востребованы инженерные профессии. И профессии высококвалифицированных рабочих. Потому что автоматизация и роботизация быстро не заменят высококвалифицированные профессии, где нужен интеллект, где нужно принимать решения в очень меняющихся условиях.
Ну, и нужно, кроме того… В 54-м году вышел замечательный учебник «Воспитание воли школьника». Прежде всего, нужно научить ребёнка учиться и получать от этого удовольствие. Сейчас есть такая манера, она пришла с Запада, что ребёнок в школе… Ему должно быть интересно. Ну, вот всё должно быть fun, всё должно быть весело. А если не весело, значит… Всё должно быть игрово. Это полная ерунда!
Есть вещи, которые ребёнку, я по себе знаю… Чистописание, например. Ты сидишь, раз и ляпнул кляксу! Значит, надо всё переписывать. Переписывать не хочется, потому что хочется пойти, побегать, поиграть во что-нибудь. Или просто посмотреть мультфильм, почитать книжку. Но нужно сидеть и писать. И это вырабатывает волю. Это не очень интересно, это не fun, но именно это должно быть.
Кстати, одна из задач вот этого игрового воспитания на Западе – это воспитание обезволенного индивида. Индивида, который не может себя поднять и вытащить. Причём это, вот это воспитание, касается всего. Даже того, как человек сидит за столом. Вот мой покойный учитель, Владимир Васильевич Крылов, рассказывал мне, что он вместе со своей мамой…Мама была директором детдома. Они выехали во время войны на Урал. Ну, и там поселились.
При этом детдоме жил старик, дворянин, у него была одна рука. Он одноруким был. По-видимому, во время Гражданской войны потерял. И его внук, ровесник вот этих ребятишек. Какая бы погода ни была, дед и внук выходили, пилили дрова. Ну, а ели они вместе с ребятами из этого детского дома. И когда они сидели за столом, время от времени дед говорил внуку: «Как сидишь?!» То есть, должен сидеть с прямой спиной. И внук начинал жаловаться: «Ну, вот посмотри, вот они вот так сидят…» На что дед говорил: «Им можно! Тебе нельзя!»
То есть, «тебе нельзя», потому что «ты должен воспитывать свою волю, и ты должен сидеть с прямой спиной и себя контролировать». Потому что это одна из характерных черт элиты – самоконтроль. Поэтому вот посмотрите на нашу так называемую «элитку»… И по степени самоконтроля и того, как эти люди себя ведут, вот понятно, элита это или элитка…
Источник: https://zen.yandex.ru/media/govoritfursov/sekrety-obucheniia-i-vospitaniia-tri-neizmennyh-principa-jizni-andrei-fursov-62a0e29c68bd3d4b2a68e6a8
Категория: Фурсов А.И. Метки: воспитание, обучение
Материал опубликован: 13.06.2022